К сожалению, многие водители грузового транспорта не знают, как правильно выбрать грузовые шины. Столкнувшись в процессе эксплуатации с необходимостью замены покрышек, многие владельцы грузовиков стараются приобрести самые дешевые, в большинстве случаев они же и самые плохие. А ведь от качества грузовых шин и дисков зависит максимальный пробег резины, управляемость автотранспорта, качество работы элементов подвески машины.
Грузовая резина — основа безопасности на дорогах, поэтому она требует особого внимания при ее подборе и установке, не стоит экономить на приобретении шин и грузовых дисков. Правильно ли выбран тип грузовых покрышек зависит от оси, на которые они будут устанавливаться, условий эксплуатации машины, особенностей дорог, типа перевозок. У всех грузовых автомобилей (автобусы — это отдельная тема) есть три оси: рулевая, ведущая и ось прицепа. Разница в них не только в рисунке протектора, но в нагрузочных характеристиках и в составе резиной смеси. Нужно использовать покрышки согласно рекомендациям, это увеличит их ходимость. Ни в коем случае не нужно экспериментировать с типоразмерами грузовой резины. Используйте только те, что рекомендованы заводом. Даже самое незначительное изменение может привести к ухудшению качества работы подвески и управляемости, что сильно скажется на безопасности движения.
Шины требуют периодического технического осмотра, и чем чаще, тем лучше. Проверяйте их на внешние повреждения и нахождение в протекторах посторонних предметов. Обязательно нужно проверять давление в покрышках: оно оказывает влияние на передачу усилий при разгоне, на оптимальный пробег, комфорт и ряд других факторов. Больше половины грузовых покрышек из-за механических повреждений не проходят и половины своего ресурса, что в большинстве случаев происходит по невнимательности водителя.
Одним из первых факторов необходимо назвать нарушение норм давления воздуха внутри шин. Очевидно, что пониженное давление приводит к очень быстрому износу шин для грузовиков. Если же давление увеличено, то это также ведет к уменьшению срока эксплуатации грузовых шин. При увеличенном давлении усиливается напряжение в каркасе шины, что в результате приводит к его разрыву.
Чрезмерная перегрузка шин грузовых авто также способствует ускорению износа шин. Как правило, перегрузка возникает в результате неравномерного распределения груза в кузове, а также при загрузке в грузовик веса, который превышает нормативную грузоподъемность автомобиля. Признаками перегрузки шин грузовика являются визуально заметная слишком большая деформация боковых стенок покрышек, а также появившиеся резкие колебания кузова во время движения. При перегрузке также ухудшается управляемость грузовика. Ни в коем случае не следует подкачивать шины, надеясь, что таким образом удастся снизить на них нагрузку. Это приведет к нарушению норм давления, что не только не улучшит ситуацию с перегрузкой шин, но и напротив, ускорит износ.
Еще одним фактором, который влияет на скорость износа шин на грузовые автомобили, является стиль вождения автомобиля. Хуже всего на шинах сказывается резкое торможение и начало движения с пробуксовкой, а также езда вплотную к бордюрам, наезд на различные препятствия, встречающиеся на пути и т.п.
Для того, чтобы шины на грузовые автомобили служили дольше, за ними необходимо своевременно ухаживать и осуществлять их ремонт. В результате несвоевременного и нерегулярного ухода за шинами грузовиков они изнашиваются гораздо быстрее. Так, например, вовремя неудаленные из протектора острые посторонние предметы постепенно проникают все глубже и в результате шина разрушается. Кроме того, следует вовремя проводить первое и второе восстановление шин.
Не следует нарушать правила монтажа и демонтажа шин. В случае несоблюдения всех предусмотренных правил, зачастую, появляются механические повреждения шин.
Фактором, увеличивающим износ шин, является и дисбаланс колес. В результате недостаточной сбалансированности возникает периодически воздействующая на шину ударная нагрузка, которая приводит к чрезмерному напряжению каркаса покрышки и увеличивает износ протектора. Для того, чтобы шины служили долго необходимо следить за исправностью рулевого управления автомобилем, а также поддерживать в хорошем состоянии ходовую часть.
при нормальном давлении воздуха | при давлении, повышенном на 20% | при давлении, сниженном на 20% |
Размещение грузов на автомобилях
А — правильное размещение малогабаритных тяжёлых грузов
Б — неправильное размещение малогабаритных тяжёлых грузов
В — правильное размещение длинномерных грузов
Г — неправильное размещение длинномерных грузов
Использование ресурса ходимости шин (в %)
А — при нормальной нагрузке
Б — при перегрузке на 40%
В — при перегрузке на 100%
Перестановка шин с ненаправленным рисунком протектора
Перестановка шин с направленым рисунком протектора
Перестановка шин по оси
Перестановка шин на троллейбусе
Перестановка шин на прицепах и полуприцепах