Прокол — мелкое повреждение с потерей герметичности шины. Если:
- после извлечения инородного предмета (небольшого гвоздя или куска проволоки) края отверстия сходятся и прокол практически незаметен, небольшое повреждение корда возможно;
- отверстие видно после удаления причины прокола (куска арматуры или болта), корд в каркасе или брекере наверняка порван.
Порез (пробой) — крупное повреждение с потерей герметичности и обрывом нитей корда (рис 3) — результат наезда на острый и крупный металлический предмет, а также на битое стекло, бордюр тротуара и т.д.
Рис. 1. Внешний вид пореза (пробоя).
От размеров и расположения прокола или пореза зависят возможность и способ ремонта шины.
Вздутие на поверхности шины (так называемая "грыжа") возникает по двум основным причинам:
- из-за отслоения наружного слоя резины от неповрежденного корда (рис. 2). У бескамерной шины образовавшуюся полость заполняет воздух через дефекты герметизирующего слоя. Способов восстановления первоначальных свойств шины нет;Рис. 2. "Грыжа" из-за расслоения корда и резины:
А - воздух из шины.- из-за разрыва нитей в каркасе (рис. 2). Очень сложно определить точное место их повреждения и, соответственно, ремонта. Кроме того, если колесо некоторое время эксплуатировать с таким дефектом, может нарушиться связь отдельных нитей каркаса между собой и с резиной шины. Поэтому ремонт не гарантирует полного возврата шине всех ее изначальных качеств.
Рис 3. "Грыжа" из-за разрыва корда.
Нарушение геометрии шины может быть без потери герметичности и происходит из-за повреждения корда или бортового кольца, как правило, вследствие заводского дефекта, неправильных шиномонтажных работ или нарушения правил эксплуатации, например перегрузки шины, слишком высокого давления в ней, наезда на бордюрный камень, движения на высокой скорости по плохой дороге и т.д. Восстановление первоначальных свойств "кривой" шины практически невозможно.
Внешние признаки нарушения геометрии:
- изменение формы беговой дорожки ("восьмерка");
- выход нитей корда наружу или внутрь шины (рис. 4);Рис. 4. Выход нитей металлокорда.
- деформация в области бортового кольца (рис. 5).
Рис. 5. Деформация борта:
а - внешний вид;
б - рентгенограмма бортового кольца.